Вершина
Книги
Не в меру яркое утреннее солнце косыми лучами пригревало спину, на которой удобно расположился рюкзак.
"...И не такая уж она высокая", - подумал Человек.
- За день управлюсь: и взойти на нее, и спуститься, - уже вслух, сказал он самому себе.
Человек уже готов был сделать первый шаг, как вдруг, неведомо откуда, за спиной у него появился старик.
- Никак все же решился?.. - спросил тот, словно продолжая прерванный разговор.
Человек вздрогнул.
На десятки километров вокруг - ни одного поселения. Только эта гора, словно пуп на теле морщинистой земли. Откуда и как появился здесь этот старец, расспрашивать он не стал. Позже, вспоминая встречу с ним, он терзал себя мучительным вопросом: какая сила, заставила его отказаться от вполне законного любопытства? Но это было потом, а сейчас Человек ответил старцу как-то просто и обыденно.
- Да вот, решил немного поразмяться...
Со стороны могло показаться, что эти двое уже давно ведут свой разговор у подножия этой странной горы.
- Хороша разминка, - усмехнулся старик. - Но не ты первый, не ты последний, так что Бог тебе в помощь.
- В твоих словах странная ирония, отец, - человек внимательно посмотрел в глаза убеленного сединой незнакомца. - Тебе что-то известно? Я чего-то не знаю об этой горе? Все о ней только и говорят, но никто не знает ее названия.
- Сынок, эта гора - не Эверест и не Эльбрус, но поверь мне, что и она не так проста, - глаза старика излучали необыкновенно чистый свет, - Отнесись к ней с полной серьезностью. А название горы на табличке, что оставил на вершине первый, покоривший ее. И еще, возьми с собою вот это... Место у тебя в рюкзаке есть, так что, поверь мне, не помешает.
Человек удивленно смотрел на небольшую подушку, что протягивал ему старик.
- Зачем она мне? Я не думаю ночевать на вершине. Я сегодня же вернусь вниз. Еще до заката.
- Все может быть, но только Человек предполагает, а Бог располагает, - уже повернувшись спиной сказал старец, удивительно быстро уходя в степь.
"Чудной какой-то..." - подумал о нем Человек.
Утро было жарким.
Бодро шагая в гору, Человек весело насвистывал мелодию популярной песенки. Ему было хорошо. То и дело сбивая хворостинкой одуванчики, он с интересом наблюдал за полетом пушинок, уносимых легким ветерком к сверкавшей в лучах солнца снежной вершине. С удивлением для себя Человек отметил, что до цели еще очень далеко. Он прибавил шагу. Над верхней губой появилась легкая испарина. Откинув со лба потную черную челку, Человек, щурясь, посмотрел на солнце. Светило прожигало голову строгим горячим перпендикуляром.
Полдень.
После небольшого привала и легкого ланча, он снова пустился в путь. Хорошее настроение его не покидало. Перед глазами стояло лицо любимой женщины. Свадьба. Первенец- сын, а потом - красавица -дочка. Промелькнули лица друзей. У него была прекрасная работа и непонятно откуда взявшаяся страсть к альпинизму.
"Почему же эта вершина все еще так далека?" - подумал Человек, на какой-то миг отвлекаясь от приятных воспоминаний. Но тут же, отогнав вопрос куда-то вглубь, вернулся к приятному чувству созерцания прошлого.
Он был удачлив и успешен. Его здоровью и могучей фигуре могли позавидовать многие атлеты. Под рукавами альпинисткой куртки перекатывались бицепсы, а на широких плечах крепко сидела голова уверенного в себе человека. Компания, которой он руководил, процветала, завоевывая все более обширные рынки сбыта в непростом мире торгового бизнеса. С ним считались влиятельные люди. Он пришел в этот мир с открытым забралом и готов был драться за свое место в нем, потому и эта гора должна быть им покорена!
... Человек остановился. Начиналась более крутая часть подъема. Мягкий пологий склон, покрытый зеленой травой, остался позади. На его пути появились скалы, густо поросшие мхом. Он удивленно посмотрел на вершину, нависшую над ним белым куполом вечных снегов.
Опустился вечер, а за ним - и ночь.
Человек разочарованно, с досадой на самого себя, готовился к ночлегу. Никогда не подводившие ноги, натруженные длительным подъемом, гудели. Да и рюкзак теперь казался потяжелевшим. "Неужели подушка прибавила в весе?" - подумал он, невесело усмехнувшись. Но дар старика и вправду оказался к месту. Укладываясь спать под скалой, положив голову на подушку, Человек вдруг вспомнил слова старика:
" Человек предполагает, а Бог располагает".
Утро выдалось прохладным.
На скалах, под первыми лучами солнца, искрился иней. Сине-белая россыпь покрыла брови и волосы Человека. Но тот, не обращая на это внимания, продолжил путь, с твердой уверенностью одолеть подъем до заката. Однако, дорога наверх теперь была не столь легка, как прежде. Временами встречались коварно-скользкие отвесные скалы. Теперь ему приходилось прикладывать немало усилий и умения, чтобы одолеть их. Примерно около полудня, Человек вынужден был сделать привал. Разложив последние припасы еды, он отметил для себя, что на этот раз неожиданно быстро устал. Вроде бы и рюкзак наполовину пуст, а все равно тяжел. "Может быть, это дар старика так потяжелел?" - промелькнула, вчерашняя мысль. Человек вытащил подушку. Она и правда, словно увеличилась в объеме.
"Выбросить!" - первое, что пришло на ум, но, поразмыслив немного, он снова затолкал ее в рюкзак. Человек поднялся, с непоколебимым намерением продолжить свое восхождение. И снова гора будто скалилась, наблюдая за его упорством. Однако он твердо решил во чтобы то ни стало, одолеть эту странную гору. Где-то далеко, в городе, дома, его ждали дети, уверенные в том, что их отец - самый сильный и отважный. Жена, знающая, что муж никогда не свернет с намеченного пути. Друзья, которые никогда не поверят в то, что он спасовал перед опасностями и трудностями - они всегда видели в нем неустрашимого и целеустремленного вожака. Нет, он не аутсайдер. Он лидер!
И Человек, тяжело дыша, все чаще прикладываясь к фляжке с водой, дрожащими от напряжения руками цеплялся за скалы, продолжая путь к вершине.
...Ночь застала его перед самым финишем. Оставалось каких-то 100-150 метров, но сил у Человека уже не было. Вечные снега белой шапкой покрывали такую близкую, но все еще не покоренную вершину.
- Завтра я буду стоять на ней! - зло сказал Человек, пытаясь укрыться за скалой от пронизывающего ветра.
Устраивая подушку под голову, он мысленно благодарил удивительного старца и молил Бога о тепле. Здесь, у самой вершины, ветер был особенно нахально-порывистым и холодным. Может, потому и приснился ему старик со своими пророческими словами:
" Человек предполагает, а Бог располагает".
На рассвете пошел снег.
Снег и солнце на макушке этой странной горы рождали удивительно красивое зрелище! Разминая свое окоченевшее за ночь тело, Человек с трудом сделал шаг в направлении вершины. Не обращая внимания на усыпавшие его белые хлопья, он вбивал крюк за крюком в холодные базальтовые скалы, с каждым мигом приближаясь к заветной цели. Невыносимо мучила одышка. Сказывалась высокая разреженность воздуха и нехватка кислорода. Все чаще приходилось отдыхать и прижиматься к холодной скале, повиснув на страховочных веревках. Временами завывания ветра убаюкивали его, словно младенца. В эти минуты перед глазами вставали лица почему-то повзрослевших детей и постаревшей, но все еще очень красивой жены. Друзей, которых уже осталось не так много. В какой-то момент видения исчезали. Человек приходил в себя и продолжал упорно карабкаться вверх. Силы были на исходе, а губы непрестанно шептали:
" Человек предполагает, а Бог располагает".
И, наконец, вот она, последняя скала, после которой - вершина. По своему опыту он знал, что на вершине должен быть небольшой пятачок площадки. Еще один рывок - и он отдохнет, уронив голову на подушку, которую так и не выбросил. "Только почему она так тяжела?" – снова подумал он. Человек повис на скале, но сил подтянуться не осталось. Руки дрожали и скользили. Человек горько усмехнулся - сейчас он сорвется, и это будет первый раз, когда он проиграет. Вдруг чья-то рука, обхватив запястье, потянула его наверх. От неимоверного напряжения глаза налились кровью. Он ничего не видел, и только губы повторяли:
" Человек предполагает, а Бог располагает"!
Вечер.
Солнце стремительно падало за горизонт. Снег прекратился, как и ветер, пронизывавший до костей. Человек пришел в себя. Через полуприкрытые веки он наблюдал за сидящим к нему спиной стариком. Его совсем не интересовало, как тот попал на вершину, отнявшую у него все силы. Он просто хотел знать, кто этот старец?
- Не спрашивай, - не поворачиваясь к нему, произнес старик, угадав его мысли, - я просто тот, кто должен быть здесь.
Человек поднялся на ноги, положив перед стариком, уже внушительных размеров, подушку.
- Спасибо, отец. Она мне очень помогла.
- Оставь себе, -ответил старик.
- Да, и мне она теперь вроде, как ни к чему.
- Тогда брось ее вниз. Может, пригодится, еще кому...
Человек так и сделал.
Подушка летела долго, цепляясь за острые выступы скал. Через образовавшиеся прорехи посыпались цифры: 25...29...36...47...55...68...75... Человек зачарованно наблюдал за бесконечной каруселью чисел.
На его немой вопрос, старик ответил одним словом:
- Годы!..
Наступило долгое молчание. Наконец Человек заговорил.
- Что теперь, старик? - спросил он, повернувшись к тому, - У меня нет ни желания, ни сил спускаться. Устал я.
- Ну, тогда...летим, - ответил старик, - Твое время пришло. Не бойся, у тебя получится.
Они подошли к краю вершины и сделали шаг вперед.
...Они летели вслед за падающим за горизонт солнцем. Последнее, что успел заметить Человек, поднимаясь над вершиной, табличку с названием горы -
"Ömür daq*".
.
* - Гора жизни (азерб.)
"...И не такая уж она высокая", - подумал Человек.
- За день управлюсь: и взойти на нее, и спуститься, - уже вслух, сказал он самому себе.
Человек уже готов был сделать первый шаг, как вдруг, неведомо откуда, за спиной у него появился старик.
- Никак все же решился?.. - спросил тот, словно продолжая прерванный разговор.
Человек вздрогнул.
На десятки километров вокруг - ни одного поселения. Только эта гора, словно пуп на теле морщинистой земли. Откуда и как появился здесь этот старец, расспрашивать он не стал. Позже, вспоминая встречу с ним, он терзал себя мучительным вопросом: какая сила, заставила его отказаться от вполне законного любопытства? Но это было потом, а сейчас Человек ответил старцу как-то просто и обыденно.
- Да вот, решил немного поразмяться...
Со стороны могло показаться, что эти двое уже давно ведут свой разговор у подножия этой странной горы.
- Хороша разминка, - усмехнулся старик. - Но не ты первый, не ты последний, так что Бог тебе в помощь.
- В твоих словах странная ирония, отец, - человек внимательно посмотрел в глаза убеленного сединой незнакомца. - Тебе что-то известно? Я чего-то не знаю об этой горе? Все о ней только и говорят, но никто не знает ее названия.
- Сынок, эта гора - не Эверест и не Эльбрус, но поверь мне, что и она не так проста, - глаза старика излучали необыкновенно чистый свет, - Отнесись к ней с полной серьезностью. А название горы на табличке, что оставил на вершине первый, покоривший ее. И еще, возьми с собою вот это... Место у тебя в рюкзаке есть, так что, поверь мне, не помешает.
Человек удивленно смотрел на небольшую подушку, что протягивал ему старик.
- Зачем она мне? Я не думаю ночевать на вершине. Я сегодня же вернусь вниз. Еще до заката.
- Все может быть, но только Человек предполагает, а Бог располагает, - уже повернувшись спиной сказал старец, удивительно быстро уходя в степь.
"Чудной какой-то..." - подумал о нем Человек.
Утро было жарким.
Бодро шагая в гору, Человек весело насвистывал мелодию популярной песенки. Ему было хорошо. То и дело сбивая хворостинкой одуванчики, он с интересом наблюдал за полетом пушинок, уносимых легким ветерком к сверкавшей в лучах солнца снежной вершине. С удивлением для себя Человек отметил, что до цели еще очень далеко. Он прибавил шагу. Над верхней губой появилась легкая испарина. Откинув со лба потную черную челку, Человек, щурясь, посмотрел на солнце. Светило прожигало голову строгим горячим перпендикуляром.
Полдень.
После небольшого привала и легкого ланча, он снова пустился в путь. Хорошее настроение его не покидало. Перед глазами стояло лицо любимой женщины. Свадьба. Первенец- сын, а потом - красавица -дочка. Промелькнули лица друзей. У него была прекрасная работа и непонятно откуда взявшаяся страсть к альпинизму.
"Почему же эта вершина все еще так далека?" - подумал Человек, на какой-то миг отвлекаясь от приятных воспоминаний. Но тут же, отогнав вопрос куда-то вглубь, вернулся к приятному чувству созерцания прошлого.
Он был удачлив и успешен. Его здоровью и могучей фигуре могли позавидовать многие атлеты. Под рукавами альпинисткой куртки перекатывались бицепсы, а на широких плечах крепко сидела голова уверенного в себе человека. Компания, которой он руководил, процветала, завоевывая все более обширные рынки сбыта в непростом мире торгового бизнеса. С ним считались влиятельные люди. Он пришел в этот мир с открытым забралом и готов был драться за свое место в нем, потому и эта гора должна быть им покорена!
... Человек остановился. Начиналась более крутая часть подъема. Мягкий пологий склон, покрытый зеленой травой, остался позади. На его пути появились скалы, густо поросшие мхом. Он удивленно посмотрел на вершину, нависшую над ним белым куполом вечных снегов.
Опустился вечер, а за ним - и ночь.
Человек разочарованно, с досадой на самого себя, готовился к ночлегу. Никогда не подводившие ноги, натруженные длительным подъемом, гудели. Да и рюкзак теперь казался потяжелевшим. "Неужели подушка прибавила в весе?" - подумал он, невесело усмехнувшись. Но дар старика и вправду оказался к месту. Укладываясь спать под скалой, положив голову на подушку, Человек вдруг вспомнил слова старика:
" Человек предполагает, а Бог располагает".
Утро выдалось прохладным.
На скалах, под первыми лучами солнца, искрился иней. Сине-белая россыпь покрыла брови и волосы Человека. Но тот, не обращая на это внимания, продолжил путь, с твердой уверенностью одолеть подъем до заката. Однако, дорога наверх теперь была не столь легка, как прежде. Временами встречались коварно-скользкие отвесные скалы. Теперь ему приходилось прикладывать немало усилий и умения, чтобы одолеть их. Примерно около полудня, Человек вынужден был сделать привал. Разложив последние припасы еды, он отметил для себя, что на этот раз неожиданно быстро устал. Вроде бы и рюкзак наполовину пуст, а все равно тяжел. "Может быть, это дар старика так потяжелел?" - промелькнула, вчерашняя мысль. Человек вытащил подушку. Она и правда, словно увеличилась в объеме.
"Выбросить!" - первое, что пришло на ум, но, поразмыслив немного, он снова затолкал ее в рюкзак. Человек поднялся, с непоколебимым намерением продолжить свое восхождение. И снова гора будто скалилась, наблюдая за его упорством. Однако он твердо решил во чтобы то ни стало, одолеть эту странную гору. Где-то далеко, в городе, дома, его ждали дети, уверенные в том, что их отец - самый сильный и отважный. Жена, знающая, что муж никогда не свернет с намеченного пути. Друзья, которые никогда не поверят в то, что он спасовал перед опасностями и трудностями - они всегда видели в нем неустрашимого и целеустремленного вожака. Нет, он не аутсайдер. Он лидер!
И Человек, тяжело дыша, все чаще прикладываясь к фляжке с водой, дрожащими от напряжения руками цеплялся за скалы, продолжая путь к вершине.
...Ночь застала его перед самым финишем. Оставалось каких-то 100-150 метров, но сил у Человека уже не было. Вечные снега белой шапкой покрывали такую близкую, но все еще не покоренную вершину.
- Завтра я буду стоять на ней! - зло сказал Человек, пытаясь укрыться за скалой от пронизывающего ветра.
Устраивая подушку под голову, он мысленно благодарил удивительного старца и молил Бога о тепле. Здесь, у самой вершины, ветер был особенно нахально-порывистым и холодным. Может, потому и приснился ему старик со своими пророческими словами:
" Человек предполагает, а Бог располагает".
На рассвете пошел снег.
Снег и солнце на макушке этой странной горы рождали удивительно красивое зрелище! Разминая свое окоченевшее за ночь тело, Человек с трудом сделал шаг в направлении вершины. Не обращая внимания на усыпавшие его белые хлопья, он вбивал крюк за крюком в холодные базальтовые скалы, с каждым мигом приближаясь к заветной цели. Невыносимо мучила одышка. Сказывалась высокая разреженность воздуха и нехватка кислорода. Все чаще приходилось отдыхать и прижиматься к холодной скале, повиснув на страховочных веревках. Временами завывания ветра убаюкивали его, словно младенца. В эти минуты перед глазами вставали лица почему-то повзрослевших детей и постаревшей, но все еще очень красивой жены. Друзей, которых уже осталось не так много. В какой-то момент видения исчезали. Человек приходил в себя и продолжал упорно карабкаться вверх. Силы были на исходе, а губы непрестанно шептали:
" Человек предполагает, а Бог располагает".
И, наконец, вот она, последняя скала, после которой - вершина. По своему опыту он знал, что на вершине должен быть небольшой пятачок площадки. Еще один рывок - и он отдохнет, уронив голову на подушку, которую так и не выбросил. "Только почему она так тяжела?" – снова подумал он. Человек повис на скале, но сил подтянуться не осталось. Руки дрожали и скользили. Человек горько усмехнулся - сейчас он сорвется, и это будет первый раз, когда он проиграет. Вдруг чья-то рука, обхватив запястье, потянула его наверх. От неимоверного напряжения глаза налились кровью. Он ничего не видел, и только губы повторяли:
" Человек предполагает, а Бог располагает"!
Вечер.
Солнце стремительно падало за горизонт. Снег прекратился, как и ветер, пронизывавший до костей. Человек пришел в себя. Через полуприкрытые веки он наблюдал за сидящим к нему спиной стариком. Его совсем не интересовало, как тот попал на вершину, отнявшую у него все силы. Он просто хотел знать, кто этот старец?
- Не спрашивай, - не поворачиваясь к нему, произнес старик, угадав его мысли, - я просто тот, кто должен быть здесь.
Человек поднялся на ноги, положив перед стариком, уже внушительных размеров, подушку.
- Спасибо, отец. Она мне очень помогла.
- Оставь себе, -ответил старик.
- Да, и мне она теперь вроде, как ни к чему.
- Тогда брось ее вниз. Может, пригодится, еще кому...
Человек так и сделал.
Подушка летела долго, цепляясь за острые выступы скал. Через образовавшиеся прорехи посыпались цифры: 25...29...36...47...55...68...75... Человек зачарованно наблюдал за бесконечной каруселью чисел.
На его немой вопрос, старик ответил одним словом:
- Годы!..
Наступило долгое молчание. Наконец Человек заговорил.
- Что теперь, старик? - спросил он, повернувшись к тому, - У меня нет ни желания, ни сил спускаться. Устал я.
- Ну, тогда...летим, - ответил старик, - Твое время пришло. Не бойся, у тебя получится.
Они подошли к краю вершины и сделали шаг вперед.
...Они летели вслед за падающим за горизонт солнцем. Последнее, что успел заметить Человек, поднимаясь над вершиной, табличку с названием горы -
"Ömür daq*".
.
* - Гора жизни (азерб.)
Источник: Онлайн журнал AliceFoxy
Автор: Аладдин Ягубов
Топ из этой категории
Секреты Стива Джобса
Отрывки из книги американского писателя, преподавателя, журналист и обозревателя, Carmine Galo - Кармина Галло...
P.S. Я люблю тебя
Трогательная мелодрама «P.S. Я люблю тебя» это душевная история о любви, о жизни, о смерти, и о любви даже после...