Контакт (фильм 1997 г.)
просто хорошее кино
Жанр: Фантастика
Режиссёр: Роберт Земекис
Продюсер: Стив Старки, Джоан Брэдшоу, Линда Обст
Автор сценария: Карл Саган, Энн Друян, Майкл Голденберг, Джеймс В. Харт
В главных ролях: Джоди Фостер, Мэттью Макконехи, Том Скерритт
Оператор: Дон Берджесс
Композитор: Алан Сильвестри
Кинокомпания: Warner Bros., South Side Amusement Company
Длительность: 148 мин.
Бюджет: 90 млн. $
Страна: США
Год: 1997
IMDb: ID 0118884
«Контакт» (англ. Contact) — научно-фантастический фильм 1997 года режиссёра Роберта Земекиса по одноимённому роману Карла Сагана. Лауреат премии «Хьюго» (1998).
Краткое содержание
Элли Эрроуэй, рано лишившаяся родителей, всю свою жизнь посвятила науке. Элли становится участницей проекта ПВР (поиск внеземных цивилизаций), прослушивая радиодиапазон в поисках сигналов внеземных цивилизаций. Все попытки бесплодны и будущее её проекта оказывается под угрозой: начисто лишённые какого-либо воображения и любопытства чиновники настаивают на том, чтобы она занялась чем-то более практичным, и отказываются его финансировать. Элли отчаивается найти поддержку, но неожиданно получает помощь от эксцентричного миллионера С. Р. Хэддена.
Многолетние поиски дают результат — Элли улавливает долгожданный сигнал из космоса. Последовательность чисел, которая имеет несомненно искусственное происхождение (простые числа), исходит, предположительно, от звезды Вега. Расшифровка сигнала, с которой опять-таки помог С. Р. Хэдден, показывает, что в сигнале, помимо прочего, содержится описание технического устройства. Назначение его непонятно, но внутри задумано место на одного человека.
Мировое сообщество принимает решение изготовить устройство, стоимостью в несколько сотен миллиардов долларов и испытать. Первая попытка проходит неудачно, испытатель и само устройство гибнет от рук лидера террористической группы. Вторым испытателем становится Элли.
После запуска устройства Элли отправляется в путешествие по системе кротовых нор и переносится, вероятно, на планету в иной звёздной системе. Очнувшись там на берегу моря, она встречает представителя иной цивилизации, который выбрал образ её покойного отца. Оглянувшись вокруг, героиня понимает, что эта местность воссоздана инопланетным разумом в её сознании по образу рисунка, нарисованного ею в детстве. Инопланетянин говорит ей, что устройство позволяет организовать систему межзвёздных путей сообщения и Земля отныне становится членом сообщества цивилизаций вселенной.
Элли возвращается назад и приходит в себя на Земле. С точки зрения сторонних наблюдателей с ней после запуска установки ничего не произошло и Землю её тело не покидало. Элли оказывается в парадоксальной ситуации. Будучи учёной, она, с точки зрения строгой науки, никак не может подтвердить свои слова.
Расследование сенатским комитетом последствий испытаний приводит к неожиданным результатам. Подозревается, что Хэдден подделал внеземной сигнал и ввёл в заблуждение всё мировое сообщество. Спросить с него уже нельзя — миллионер скончался. Элли, предположительно, оказывается, вольно или невольно, соучастницей столь дорогостоящей мистификации. Она находит неожиданную поддержку со стороны простых людей и близкого любимого человека, философа и проповедника Палмера Джоса, которые готовы ей поверить на слово. Выясняется также и ещё одно обстоятельство, видеокамера, прикреплённая к Элли во время путешествия, ничего не записала, но продолжительность пустой записи путешествия составила, не несколько секунд, а 18 часов…
Художественная ценность
Одна из главных задач, которую ставил перед собой Земекис, это показать, как самые различные люди будут реагировать на возможность контакта с инопланетной цивилизацией, будь то учёные, чиновники, священники или религиозные фанатики. Пожалуй, основная проблема, которая затрагивается в фильме, — это противоречия между научным и религиозным подходом к миру, которые воплощаются в образах главной героини Элли Эрроуэй и её любимого мужчины Палмера Джоса. Кульминация противостояния науки и религии в фильме настаёт в тот момент, когда комиссия отказывает главной героине пилотировать космическое устройство, поскольку Элли — атеистка, а комиссия не может допустить, чтобы земную цивилизацию, "в которой около 95% людей верят в того или иного бога", представлял атеист. По своему стилю и музыкальному сопровождению он напоминает предыдущую картину Земекиса «Форрест Гамп».
Chicago Sun написала следующее:
Фильм посвящён научным поискам, личности Элли и её размышлениям. Удивительно столкнуться с научно-фантастической картиной, затрагивающей темы любви, смерти, существования Бога. Научно-фантастическая литература исследует эти вопросы многие годы, но кинематограф большей частью ограничивается увлечением дешёвыми спецэффектами как в фильме «День Независимости».
В ролях
Джоди Фостер — Элли Эрроуэй, учёный-астроном
Мэттью Макконехи — Палмер Джос, священник-философ
Том Скерритт — Дэвид Драмлин, научный консультант президента
Дэвид Морс — Тед Эрроуэй, отец Элли
Джон Хёрт — С. Р. Хэдден, миллионер-филантроп
Джеймс Вудс — Майкл Китс, глава сенатского комитета
Джена Мэлоун — маленькая Элли
Уильям Фихтнер — Кларк Кент, слепой учёный
Анджела Бассетт — Рэчел Константин глава администрации Белого дома
Роб Лоу — Ричард Рэнк, лидер консервативной коалиции Конгресса США
Джейк Бьюзи — Джозеф, религиозный фанатик
Ларри Кинг — камео
Билл Клинтон — камео (c помощью цифровых эффектов изменён, чтобы создать впечатление, что он говорит о пришельцах)
Награды и номинации
1998 — премия Хьюго
лучшая драматическая постановка.
1998 — премия Сатурн
лучшая актриса и лучшая начинающая актриса.
1998 — номинация на премию Оскар
лучшая работа звукооператора.
1998 — номинация на Золотой Глобус
лучшая актриса.
Интересные факты
Элли работала в Аресибо — там, где было послано реальное послание внеземным цивилизациям.
В конце фильма, на фоне звездного неба появляется надпись FOR CARL, речь идет о Карле Сагане (англ. Carl Edward Sagan), по роману которого был снят фильм.
В самом начале фильма, когда на экране показана Земля из космоса, звучит какофония из звуков — «озвучивание» сигналов радиостанций, уходящих в космос, среди прочих отрывков мелодий, есть отрывок из песни «The power of love» — саундтрек к другому фильму Роберта Земекиса «Назад в будущее».
В фильме числа кодировались количеством импульсов (два импульса, три импульса, пять импульсов, семь импульсов), хотя в романе Карла Сагана для этого использовалась двоичная система счисления.
Рецензия Сергея Кудрявцева.
Эта лента американского режиссёра Роберта Земекиса, протеже Стивена Спилберга, сразу же была воспринята как достойный ответ ученика вместо учителя на нападки своего рода «пришельцев в Голливуде» (в частности, Роланда Эммериха в суперхите «День независимости»), которые считали, что Спилберг, как создатель фильмов «Близкие контакты третьего вида» и «Е. Т., Инопланетянин», немало навредил человечеству, уверяя, что с инопланетными существами возможен нормальный контакт. А вот в картине Земекиса, созданной на основе романа бывшего астронома Карла Сэгана, который не дожил нескольких месяцев до премьеры, как раз присутствует детально разработанная научно-фантастическая тема поиска контакта с внеземными цивилизациями.
Справедливы мнения также и о том, что «Контакт» вступил — и довольно рискованно — в определённую оппозицию с американскими понятиями политкорректности, не только используя без специального разрешения и в ином контексте документальные съёмки тогдашнего президента США. Намного существеннее, что в этой ленте заостряется обычно микшируемый спор о соотношении веры в Бога и научного стремления к познанию Истины как раз у тех, кто занят, так или иначе, космическими исследованиями, а тем более — установлением Контакта, общением с Неведомым на глобальном уровне.
Однако ещё интереснее подспудный пласт «Контакта», что позволяет объяснить некоторые мелодраматические излишества, которые смущают даже сторонников картины. Для актрисы Джоди Фостер, почему-то (вопреки предварительным прогнозам) не номинированной на «Оскар», роль молодой женщины-радиоастронома Элинор Эрроуэй стала первой работой после трёхлетнего отсутствия на экране, а её предыдущей героиней была лишённая контакта с человеческой цивилизацией, кажущаяся инопланетянкой, почти глухонемая Нелл из одноимённого фильма. Роберт Земекис тоже впервые за три года после многократно оскароносного «Форреста Гампа» обратился к режиссуре, по-своему обыграв тему не вписываемого в современную действительность чудака — только теперь этот «Гамп женского рода» ищет взаимопонимания в далёком космосе, будучи оставленной близкими и непризнанной чужими людьми на Земле.
И обретение Элинор в «межгалактическом раю» (или же она видит это лишь в своём воображаемом путешествии сквозь световые годы, что не так уж и важно!) собственного рано утраченного отца очень похоже на то, как странствовавший через времена, мимо исторических событий и знаменитостей Форрест Гамп находил окончательное умиротворение в обычной семье, прежде всего — в заботе о более талантливом сыне. Вот и в намеренно пафосном финале «Контакта» дети, которых обучает Элинор Эрроуэй, надеясь на то, что в будущем именно они продвинутся ещё дальше в постижении Неизвестного, оправдывают её подлинные поиски контакта. А искала ли она что-то другое, кроме собственного покоя бытия?!
Источник: по материалам интернета
Автор: по материалам интернета