История одной песни и одного альбома.
Бессмертная песня – Белла Донна, ставшая Мона Лизой. Большинство советских слушателей впервые услышали и полюбили эту песню в исполнении покойного Александра Барыкина и группы «Веселые Ребята». Сколько сердец соединились в «массовках»(так назывались дискотеки советского союза до начала 80-х годов) и сколько детей было зачато под эту нежную мелодию? Дети любви и страсти…
Оригинал песни была исполнена группой «UFO»(Великобритания), и вошла в пятый студийный альбом группы «No Heavy Petting», изданного в 1976 году лейблом «Chrysalis». Авторами песни являются легендарный гитарист Михаэль Шенкер (Michael Schenker) и вокалист Фил Могг (Phil Mogg), входящие в классический состав группы. Однако ни сам альбом, ни это песня не принесли группе особого успеха, заняв очень скромные места в британских и американских чартах. Злые языки говорят, что песня стала одной из причин разлада между руководителем группы Филом и гитаристом Майклом (Михаэль требовал называть себя так), страдающим наркоманией и алкоголизмом. Вообще Шенкер неоднократно покидал группу, но через некоторое время возвращался, чтобы в очередной раз подвести товарищей своими выходками и опять уйти. Вообще, экстравагантный гений периодически подводил не только «уфонавтов», но и своего старшего брата Рудольфа – гитариста знаменитой «Scorpions», где Михаэль временами выступал, он подводил даже участников собственного проекта - «Michael Schenker Group» (MSG). У талантливых людей свои причуды…
Альбом был записан легендарным звукорежиссером Рафиком Рагимовым в переоборудованном по лучшим стандартам того временам малом тонателье Всесоюзной Студии Грамзаписи, где были легендарные 24-дорожечные магнитофоны Studer и Otari, английский микшерный пульт Amec, немецкие ламповые микрофоны Neumann U47 и прочие раритеты, о которых мог только мечтать любой советский музыкант. «Музыкальный Глобус 3 - Веселые Ребята» вышел в тираж в конце 1979 года с «Апрелевского» завода фирмы грамзаписи "Мелодия" (единственная в ту пору фирма звукозаписи в СССР). На все песни в альбоме, кроме «Bella donna» были сочинены новые тексты на русском языке поэтами-песенниками Владимиром Луговым и Владимиром Харитоновым, а песня «Bella donna» была переименована в «Мону Лизу», поскольку слово «белладонна» вызывало нездоровую ассоциацию с одноименным наркотическим растением. Недоумение вызывало то, что имена авторов всех вошедших в альбом песен были либо искажены, либо указаны не правильно. Знающие люди говорят, что это было сделано не в результате безалаберности работников фирмы «Мелодия», а преднамеренно, чтобы растянуть возможные судебные иски из-за нарушений авторских прав, как можно дальше, на пост-олимпийские сроки.
В первый год издания альбом был страшным дефицитом в магазинах, так-как был выпущен стандартным тиражом 25 тыс. экземпляров и буквально был сметен с прилавков магазинов за считанные недели. Даже повторные стотысячные тиражи расходились очень быстро, а те меломаны, которые не успевали приобрести винилы, переписывали песни с пластинок на магнитофоны и крутили сутки напролет. Прогрессивной молодежи советского союза тех лет очень нравилось то, что наконец и наши зазвучали как фирмачи, и перестали исполнять набившие оскомину «совковые» песни. Это был очередной триумф группы «Веселые ребята», коих было немало за всю долгую историю коллектива. В 80-е годы песни с этого альбома больше звучала из открытых окон советских меломанов, чем в отечественных теле-радиостанциях. Оно и ясно, - платить авторские гонорары в союзе не привыкли, поэтому эти песни практически не выходили в эфир, но несмотря на отсутствие официальной ротации, альбом завоевал бешеную популярность, грампластинки продавались, как горячие пирожки и принесли в государственную казну немалый доход. По итогам конкурса «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец» пластинка вошла в первую десятку вместе с «Гимном Солнцу» группы Стаса Намина, «Диско Альянсом» латвийской группы «Зодиак», лицензионными «АББА», Демисом Руссосом, Джо Дассеном. Почти через сорок лет, в 2008-м году Павел Слободкин выпустил CD+DVD версию этого замечательного альбома совместно с фирмой "Бомба-Мюзик".
Песню "Мона Лиза" исполнил Александр Барыкин - один из лучших вокалистов ансамбля за всю его историю. Многие считают (и я в их числе), что вокал Барыкина получился лучше оригинального варианта в исполнении Фила Морга, насыщенней, экспрессивней, даже несмотря на характерный "русский" акцент и искажение некоторых английских слов. Да и сама аранжировка советской версии интересней, чем оригинал. Волшебный звук электрооргана, инструмента набравшего стремительную популярность в рок группах и ансамблях начиная с 60-х, с самого начала песни погружает слушателя в атмосферу эпохи ренессанса, барокко и рококо. После органного интро, вступают электро-акустическая и бас гитары, электро-пиано, электронные струнные, клавесин, челеста. Ударные сначала тарелками нежно обозначают некоторые доли такта на фоне надрывного голоса Барыкина, а затем устраивают настоящий кульминационный штурм во втором припеве, помогая раскрыть энергетику песни. Наверное, это был первый советский музыкальный альбом, в котором несмотря на протесты старых большевиков - членов художественных советов всех мастей, запрещающих громкое воспроизведение партий баса и большого барабана, эти базовые инструменты ритмической основы любой современной композиции наконец то были записаны и сведены с подобающей громкостью, в соответствии тенденциям и нормам популярной музыки 70-х годов. Насчет большевиков в худсоветах я не преувеличиваю, сам прошел через это - даже в середине 80-х «бабушки большевички» заседающие в худсоветах запрещали нам играть громко под предлогом: «от громкого звука бас бочки и бас гитары у слушателей болит голова, невозможно расслышать остальные партии и слова песен!» И это при том, что мы играли на смотре для получения паспорта ВИА (который позволял нам выступать перед публикой городского или республиканского масштаба) «причесанные» песенки членов союза композиторов, в духе «мой комсомол, моя страна, люблю тебя», и наши басовые инструменты играли очень тихо даже по меркам смуз-джаза, не говоря уже о тяжелой рок музыке... Но вернемся к истории альбома «Музыкальный Глобус» и песни «Мона Лиза - Bella Donna».
Вообще, и ансамбль «Веселые ребята» Павла Слободкина, взявшая собственное название из одноименной советской культовой музыкальной комедии 30-х годов, и группа «UFO»были своего рода кузницей кадров. Через оба коллектива прошли многие популярныеи харизматические исполнители. Например, в «ребятах» трудились такие звезды отечественной эстрады, как Алла Пугачева, Александр Градский, Юрий Антонов,Вячеслав Добрынин, Александр Добрынин, Вячеслав Малежик, Леонид Бергер, Александр Буйнов, Алексей Глызин, Виктор Чайка, Юрий Чернавский, Александр Лерман, Александр и Людмила Барыкины, и многие другие. В «UFO» выступали довольно известные на западе музыканты Фил Могг, Пол Рэймонд, Энди Паркер, Михаэль Шенкер, Мик Болтон, Пол Чэпмен и пр. Это было не единственное, что объединило два коллектива, - любовь к хард-року в целом и к рок-балладам в частности принесла свои плоды в виде кавер-версии унылой «Белладонны», ставшей мега-хитом. Через несколько лет Барыкин, ушедший в группу «Карнавал» запишет еще одну песню по названием «Мона Лиза» - автором которой был талантливый композитор Давид Тухманов, но эта замечательная песня не смогла повторить успех «Белла донны».
Рассмотрим и остальные песни, вошедшие в альбома "Музыкальный Глобус". Как я уже отметил, имена настоящих авторов оригинальных песен небыли указаны на конверте и наклейках винилов, вместо них были вымышленные фамилии, либо имена западных музыкантов, не имевших к этим песням прямого или даже косвенного отношения. Ниже приведены плееры youtube для каждой песни, входящей в альбом, с указанием названия и «авторов» (спасибо пользователю Сергей, с канала которого мы взяли видеотреки), а под каждым кавером плеер с оригинальной песней, с указанием названия, исполнителя и настоящих авторов. Слушайте, сравните, думаю сами можете убедиться, что каверы «мейд инраша» звучат ничуть не хуже, а в некоторых случаях, даже лучше оригиналов. Это подтверждает, что наши ребята могли играть не хуже своих западных коллег, несуществующие тогда идеологические заслоны не позволяли им раскрыть свой творческий потенциал в полной мере.
Исполнитель: Вокально инструментальный ансамбль Павла Слободкина «Веселые Ребята»
Альбом: «Музыкальный глобус»
Издание: 1979 года
Производство: Фирма «Мелодия» Номер по каталогу: С60 12953-54
Формат: Долгоиграющая виниловая грампластинка, 33,3 оборота в минуту, стерео.
Источник: Онлайн журнал AliceFoxy
Автор: Eddy