109-й элемент или ей было стыдно окончание
«Когда Лиза Мейтнер была в Америке, голливудский режиссер предложил снять о ней фильм. Но, прочитав сценарий, в котором главная героиня покидала Германию с бомбой чуть ли не в дамской сумочке, Лиза возмутилась и отказала продюсеру. Американские кинодеятели не хотели отставать и значительно увеличили сумму вознаграждения. Лиза была ужасно разозлена такой назойливостью и пообещала подать в суд на кинокомпанию, если ее не оставят в покое. После этого инцидента она не давала никому права на запись ее биографии, постановки пьесы или съемок фильма о ней».
Многие ли женщины могли позволить себе преодолеть подобное искушение? Лиза смогла.
Я попробую вкратце рассказать биографию этой необыкновенной женщины.
Лиза Мейтнер /нем. Lise Meitner/ родилась 7 или 17 ноября в Вене. Разные источники приводят разные даты, а именно 7 или 17 ноября. В некоторых статьях её называют Лизе Майтнер, но поскольку 109 элемент таблицы Менделеева — мейтнерий, то и я воспроизводила фамилию Лизы согласно написанию, а не фонетической транскрипции.
Лиза была третьей из восьми детей в большой дружной еврейской семье. Её отец, он же и дед Отто Фриша, Филипп Мейтнер, был видным адвокатом и известным в конце XIX века шахматистом. Он был сторонником прогрессивных для того времени взглядов. Отец поддерживал дочь в ее стремлении к образованию в меру возможностей, как материально, так и морально. А у Лизы уже в школьные годы проявился интерес к математике и естественным наукам.
Умная и любознательная девушка мечтала об учебе в Венском университете, но в то время австрийские университеты были закрыты для женщин. Обучение стало возможным лишь в конце 19 века. Стремясь воспользоваться предоставленным шансом, Лиза начинает готовиться к поступлению в университет и в июле 1901 года 23-летняя Мейтнер становится студенткой Венского университета. «Из четырнадцати девушек, проходивших в том году испытания, успешно выдержали его лишь четверо».
В Венском университете Лиза начала изучать физику под руководством Людвига Больцмана и Франца Экснера.
В 1906 году она блестяще защитила работу на тему «Теплопроводность неоднородных тел», став второй женщиной, получившей степень доктора по физике за 541 год существования Венского университета.
Затем, узнав об успехах Марии Кюри, Мейтнер начинает изучать радиоактивность, и ещё один год исследует в Физическом институте Венского университета поведение альфа-частиц. Она работала самостоятельно под наблюдением исследователя радия Стефана Мейера.
В 1907 году Лиза отправляется в Берлин, чтобы посещать лекции Макса Планка по теоретической физике. Женщинам тогда официально не разрешали учиться в немецких университетах, но Планк в виде исключения позволил Мейтнер присутствовать на своих занятиях.
В сентябре 1907 года в Берлине Лиза Мейтнер знакомится с молодым химиком Отто Ганом, а в октябре 1907 года они начали свою совместную работу. «Постоянные опыты с радиоактивным излучением с короткими перерывами на сигарету, черный кофе и бутерброд, и все это без оплаты — в таких условиях трудилась Лиза в тот период. Ученые проработали в столярной мастерской пять лет, выполняя все эксперименты самостоятельно. Конечно, эта лаборатория была совершенно не приспособлена к проведению научных исследований. И Лиза, и Отто часто страдали от головных болей».
В 1908 году Лиза крестилась, приняв лютеранство.
В 1912 году Макс Планк предложил Мейтнер место своего ассистента — так Лиза впервые получила оплачиваемую должность, став к тому же первой женщиной-ассистентом в Берлинском университете.
В том же году «исследовательская группа» Гана и Мейтнер перебралась в только что построенное в пригороде Берлина здание Института Общества кайзера Вильгельма по поощрению наук, где Ган возглавил небольшое отделение по изучению радиоактивных веществ. Условия там были несравненно комфортнее, но Отто приняли на должность профессора, а Лиза продолжала работать как приглашенный исследователь без оплаты. Лишь через год она стала научным сотрудником, причем с гораздо более низкой заработной платой, чем у Отто Гана.
«Отношение в те времена к женщинам, занимающимся наукой, хорошо видно из следующего случая. Однажды Лиза получила письмо от редактора немецкой энциклопедии Брокгауза (оно было на имя «господина Мейтнера»), который, ознакомившись с несколькими ее статьями, попросил написать статью о радиоактивности. Когда Лиза в ответ написала, что она не господин, а дама, редактор отказался от своей просьбы, заявив, что никогда не будет публиковать работу женщины».
Во годы Первой мировой войны, когда Гана мобилизовали, и он больше года служил в спецподразделении Фрица Габера, занимавшегося разработкой и производством отравляющих газов, Мейтнер добровольно отправилась на фронт медсестрой-рентгенологом, пройдя в больнице в Берлин-Лихтерфельде курсы рентгенологии и анатомии, и работала в полевых госпиталях австро-венгерской армии.
В 1917 году Лиза вернулась к научной работе и вступила в научное физическое общество кайзера Вильгельма (ныне — Макса Планка). Тогда же госпожа Мейтнер возглавила физический отдел Института химии в берлинском районе Далем, где наконец-то стала получать достойную зарплату. Её зарплата была несколько меньше, чем у Отто, но всё-таки!
В 1917–1918 годах им удалось обнаружить долгоживущий изотоп нового радиоактивного элемента протактиния, предсказанного еще Менделеевым, который стал недостающим звеном в Периодической таблице между торием и ураном.
В 1922 году Лиза становится доцентом Берлинского университета. В 1920-х годах Лиза Мейтнер предлагает теорию строения ядер, согласно которой в их состав входят альфа-частицы, протоны и электроны.
В 1923 году Лиза Мейтнер открыла безызлучательный переход, получивший название «эффект Оже» в честь французского исследователя Пьера Виктора Оже. Что характерно, Оже сделал это открытие хоть и независимо, но двумя годами позже. Вот так-то…
1926 году Мейтнер становится профессором Берлинского университета и первой женщиной в Германии, достигшей таких высот в науке.
К 1930 году Мейтнер опубликовала более восьмидесяти статей, ее научная репутация укреплялась с каждым годом. За успехи в науке с 1924 по 1934 год Мейтнер и Гана восемь раз выдвигали на Нобелевскую премию.
На фотографии участников Седьмого Сольвеевского конгресса по физике «Строение и свойства атомного ядра» в 1933 году, Мейтнер стоит в первом ряду среди крупнейших ученых того времени, таких, как Ленц, Франк, Бор, Ган, Хевеши, Гейгер, Герц и др.
***
1933 году к власти пришел Гитлер, а 7 апреля вышел закон, не позволявший евреям состоять на государственной службе. Германию покидают Габер, Эйнштейн, Макс Борн и многие другие еврейские ученые.
Отто Ган и Макс Планк пытались защитить Лизу Мейтнер от увольнения, перечисляя ее научные достижения, но это не помогло: 6 сентября Мейтнер наряду с 47 другими преподавателями увольняют из Берлинского университета, оставив ее, однако, как австрийскую подданную, в Институте кайзера Вильгельма.
«В 1934 году под влиянием работ итальянского физика Энрико Ферми Мейтнер после 12-летнего перерыва возобновляет сотрудничество с Ганом, пытаясь найти ответ на вопрос, что же все-таки происходит с ураном при действии на него нейтронов. Их исследовательская группа, к которой вскоре в качестве химика-аналитика присоединился Фриц Штрассман, начинает соревнование с итальянским коллективом Энрико Ферми и французской группой Ирен Кюри».
Результаты опытов, которыми ученые хотели ответить на вопрос, действительно ли Ферми получил трансурановые элементы или лишь изотопы уже известных элементов, были опубликованы примерно в двадцати статьях 1934–1938 годов.
В марте 1938 года Австрия вошла в состав гитлеровского рейха и на Лизу Мейтнер стали распространяться нацистские антисемитские законы. Чтобы не оказаться в концлагере, Лиза покидает Германию и добирается до Швеции через Голландию и там получает должность в Нобелевском институте экспериментальной физики.
В 1944 году Шведская королевская академия наук присудила Отто Гану Нобелевскую премию по химии за открытие деления тяжелых атомных ядер. Лиза Мейтнер в списке нобелевских лауреатов не значилась. Мейтнер не получила премию и потому, что была женщиной, и потому, что жила в изгнании. Некоторые ученые утверждали, что Лизе не дали премию из-за того, что среди членов Нобелевского комитета был недолюбливавший ее Карл Сигбан, директор института, где она работала. Этот факт часто упоминают как пример дискриминации женщин, распространенной в научном сообществе в первой половине ХХ столетия.
***
Когда закончилась война, Мейтнер была поражена, узнав о смерти и лишениях миллионов жертв нацистских концентрационных лагерей. Признавая аморальным свое пребывание в Германии с 1933 по 1938 год, она критиковала также и Гана, и других немецких ученых, сотрудничавших с нацистами. Мейтнер пишет Гану: «Все вы потеряли стандарты правосудия и справедливости... Все вы работали на нацистскую Германию и никогда не пытались оказать даже пассивное сопротивление... »
Побывав на нескольких встречах с жертвами фашистских концлагерей, Лиза Мейтнер приняла решение никогда больше не возвращаться в Германию. В 1949 году она получила шведское гражданство.
С 1947 по 1960 год она была профессором Королевского технологического университета в Стокгольме. Комиссия по атомной энергии создала для нее лабораторию, в которой Лиза работала над первым шведским ядерным реактором.
В 1960 году Мейтнер вышла в отставку и уехала в Кембридж, где жили ее родственники. Здесь она продолжала работать неполный рабочий день, выступала с лекциями об опасности применения ядерного оружия, говорила о контроле над вооружениями, призывала ученых точнее представлять моральные последствия их открытий
Мейтнер рассказывала о том, как важно женщинам получать высшее образование и заниматься научными исследованиями, выступала за равноправное участие женщин в науке.
Лиза была скромным и очень застенчивым человеком. Она никогда не была замужем, и у нее не было детей. А Отто Ган в 1911году познакомился в Штеттине со студенткой факультета искусства Эдит Юнгганс, на которой он женился 22 марта 1913 года. В 1922 году у Отто и Эдит Ган родился сын Ханно. Он был их единственным ребёнком и стал признанным историком искусства и архитектуроведом в Библиотеке Герциана в Риме. Ханно Ган и его жена и ассистентка Ильза Ган погибли в 1960 году во время поездки по Франции. Их сыну Дитриху Гану было в то время 14 лет.
8 июля 1968 года в возрасте 89 лет скончался Отто Ган. Родственники не сообщили Лизе о его смерти, посчитав, что это будет для нее тяжелым известием, ведь ее здоровье также оставляло желать лучшего. Несмотря на ее критику Гана за сотрудничество с нацистами и его непорядочное отношение к ней, эти два человека оставались близкими друзьями. Лиза ежегодно получала от Отто из Германии традиционные поздравления с днем рождения.
27 октября того же года умерла и Лиза Мейтнер.
На скромном надгробии по просьбе Отто Фриша была сделана надпись: «Лиза Мейтнер: физик, который никогда не терял человечности».
Источник: проза.ру
Автор: Ирина Камина