Легенда о нарциссе
от Автора.
У цветовода век недолог,
Но открываю чистый лист:
Недавно был лишь нарциссолог,
Теперь еще и пионист.
Существует несколько версий легенды о Нарциссе, более или менее полных, но существенных различий всего два: одни утверждают, что юноша умер, и на месте, где лежало его тело, расцвел одноименный цветок; по мнению других, боги сжалились над беднягой и не дали ему умереть, превратив в цветок нарцисса прижизненно. Как было на самом деле - теперь уже не установить: из свидетелей остались только цветы, а из них слова не вытянешь.
Возможно, дело было так:
Юноша по имени Нарцисс был сыном речного бога Цефиса, и отличался необыкновенной красотой. В те далекие времена девочки бегали за мальчиками ничуть не медленнее наших современниц, так что Нарциссу приходилось туго. Зато бег по пересеченной местности помогал ему сохранять хорошую спортивную форму, а это, в свою очередь, подогревало женский интерес. Особенно усердствовала горная нимфа Эхо (им, нимфам, больше и заняться-то было нечем). Увы!- то ли Нарциссу, питающемуся, как и все древние греки, исключительно древней гречкой, были чужды призывы грешной плоти, то ли ориентацией он отличался традиционной для тогдашних греков, но нетрадиционной для нас, но факт, что страдания влюбленной Эхо были ему глубоко параллельны.
Уязвленная до самой глубины своего мифического «я», нимфа обратилась к Артемиде с просьбой разобраться с неправильным пацаном. Богиня Артемида, она же Диана, она же сестра Аполлона, покровительница нимф, фавнов, охотников и прочей лесной твари, даром, что сама девственница, прониклась сочувствием к душевным терзаниям одной из лучших своих фрейлин. Оставалось только дождаться удобного случая для мести.
Тут пришло время открыть страшную тайну: Нарциссу в свое время было предсказано, что жить ему предстоит долго и беззаботно, но только при условии, что он не увидит своего лица. Зеркал тогда еще не существовало, фото- и видеотехники тоже, так что все могло закончиться хэппи-эндом, если бы не законы оптики и женское коварство.
В один чудесный (для цветоводов) день, после очередной порции древней гречки, Нарцисс почувствовал жажду и наклонился к идеально гладкой (зеркальной, как мы сказали бы сейчас) поверхности лесного родника. И первое (и последнее), что он увидел, была его прекрасная рожа. В чем заключалась роль Артемиды, не совсем понятно: то ли раньше водные поверхности не бывали гладкими, то ли угол падения не равнялся углу отражения, то ли Нарцисс до этого момента пил с закрытыми глазами. Как бы там ни было, оторваться от созерцания открывшегося ему видения юноша уже не смог – он буквально присох к этому роднику, если можно присохнуть к мокрому. Проходили часы, затем дни, силы оставляли хлопца, а находящееся на низком уровне развития производительных сил древнегреческое общество не смогло обеспечить нуждающегося трехразовым питанием и создать ему приемлемые условия для полноценного отдыха и восстановления сил непосредственно на рабочем месте.
Дальше события развивались по одному из двух, описанных в первом абзаце, вариантов. Если читателю интересно мое мнение, то, возможно, Нарцисс и совершил некоторое преступление против общества, отказавшись создать его ячейку, но смертная казнь за такое – це вже занадто*. Поэтому, чисто по-человечески, хотелось бы, чтобы Нарцисс был превращен в цветок прижизненно. Но надо признать, что другая версия выглядит гораздо более правдоподобной. Мы ведь имеем дело с мифом, а не совсем уж сказкой. Кстати, в легенде о Гиацинте древние греки более конкретны и реалистичны: там цветы вырастают из капель крови убитого юноши. Но это совсем другая история.
Так что Нарцисс умер – да здравствует нарцисс, самый изысканный цветок в мире. Говорят, что головку свою он склонил, то ли скорбя о погибшем тезке, то ли любуясь своим отражением, то ли признавая превосходство королевы розы. Не буду комментировать два первых пункта, а о третьем скажу, что «некоторых роз и рядом не стояло». Не зря пророк Магомет сказал: «Если у тебя есть два хлеба, один продай и купи нарцисс, ибо хлеб – пища для тела, а нарцисс – пища для души».
А как же Эхо? А Эхо совсем чокнулась – бегает до сих пор по горам, и если крикнуть – откликается. На то она и эхо.
* - это уже чересчур (укр.)
Источник: стихи.ру
Автор: Роман Шулевский