Тито Гобби
В годы моего детства на экраны Советского Союза выходил итальянский фильм-опера “Паяцы”. В фильме снимались известные актёры, в том числе Джина Лоллобриджида в роли Недды, но вокальные партии за них пели оперные певцы. И лишь три роли не были дублированы – их исполнял Тито Гобби, он играл и пел роли Тонио, Сильвио и Пролога. Вот когда мы впервые узнали о замечательном певце и услышали его великолепный баритон.
В те же времена – в конце 40-х годов прошлого века – на советских экранах был ещё один итальянский фильм под названием “Любимые арии” (по-итальянски “Follie per l’opera”, по-английски “Mad about opera”). Фильм представлял собой незатейливую комедию, но в нём участвовали несколько выдающихся певцов, которые играли самих себя, среди них – Тито Скипа, Джино Бэки, Мария Канилья и Тито Гобби. Гобби исполнял в фильме “Пролог” из “Паяцев” и неаполитанскую песню, известную в русском переводе как “Скажите, девушки, подружке вашей”. Его глубокий, бархатный баритон я запомнил именно с тех пор. Вообще же, мне казалось, что голос Гобби – это голос из какого-то далёкого прошлого, но ещё в 1979-м году, когда я приехал из Киева в Чикаго, Гобби пел на сцене Чикагской оперы. Кажется, это был его последний сезон, тогда певцу было 66 лет.
Тито Гобби родился 24-го октября 1913-го года в небольшом городке Бассано дель Граппа в Италии, он был третьим сыном в семье из трёх мальчиков и двух девочек. Семья его была довольно зажиточной, и Тито рос в спокойной и любящей атмосфере. Во время первой мировой войны, когда мальчику было три года, у дома, где жила его семья, разорвалась бомба, Тито очень испугался и с тех пор стал заикаться. Если бы он так и остался заикой, мы никогда бы не слышали его прекрасный голос, но помог другой случай. Через несколько лет Тито неудачно спрыгнул с конной повозки, упал и ударился головой об обод колеса. Он потерял сознание, а когда пришёл в себя, обнаружил с радостью, что перестал заикаться. Как впоследствии писал сам Гобби, он не рекомендовал бы лечить заикание ударами по голове.
Когда Тито было 10 лет и он учился в школе, у него вдруг появилась астма. Он страдал слабостью, недостатком дыхания, мало того – он перестал расти. Встревоженные родители стали показывать его врачам, но те ничего рекомендовать не могли. И тогда один из служащих отца посоветовал обратиться к его брату – директору гимназии в соседнем городке: этот брат, якобы, хорошо разбирался в вопросах физического воспитания. Директор гимназии осмотрел мальчика и спросил его родителей: “Кого вы предпочли бы иметь – мёртвого профессора или живого осла?” А потом объяснил: “Если мальчик будет продолжать учиться в школе, он приобретёт знания, но умрёт. Если же вы согласны дать ему меньше образования, тогда я им займусь и вылечу”. Родители предпочли, конечно, “живого осла”, и директор в течение двух лет приезжал ежедневно к Гобби и занимался физическим воспитанием мальчика – упражнениями, обтиранием холодной водой и снегом, борьбой. Тито продоллжал ходить в школу, но всё его расписание было составлено так, что учёба была на втором плане. Через два года Тито окреп, избавился от астмы и подрос на 17 сантиметров.
Его певческий голос обнаружился ещё в начальной школе. Хотя однажды, когда школьный хор должен был давать традиционный ежегодный концерт перед инспектором школ и родителями, маэстро, учитель музыки, человек, в общем, добрый и чуткий, прослушав Тито, сказал, что голос у него – как лай бешеной собаки, поэтому мальчик, будучи в хоре, не должен петь, а должен просто открывать рот. Тито так и сделал.
Через много лет, когда Гобби был уже певцом с именем, он приехал в свой родной город на свадьбу сестры и пел в церкви. Аккомпанировал ему на органе старый маэстро. Услышав голос Тито, маэстро заплакал.
Окончив школу, Тито стал работать в бизнесе отца. Кроме красивого голоса, он обладал ещё и талантом художника. Но отец не хотел, чтобы его сын нашёл себя в мире искусства. В конце концов, он всё-таки отвёз Тито в Рим и поручил его известному учителю и знаменитому тенору Джулио Крими. Крими сразу определил, что у Тито баритон, что случается не часто. Многие певцы годами тренируют свой голос как тенора, а потом оказывается, что у них – баритон. Обратный случай произошёл с Пласидо Доминго: он начал свою учёбу как баритон, хотя на самом деле у него тенор...
Продолжение следует..
Источник: стихи.ру
Автор: Наум Сагаловский