Мудрость веков
Все повседневные дела, которыми занимались на Руси и мужчины, и женщины, были окружены сотнями преданий и поверий. Не было исключением и рукоделие.
О рукодельных приметах и поверьях русского народа рассказывает филолог, историк искусства Ольга Деопик
Многие приметы рукодельницы помнят до сих пор. Например, зашивая что-то на человеке, можно «пришить» его удачу (вариант – «память пришить», заставить забыть что-то важное). Избавиться от этого можно, если шить, прикусив язык, взяв в рот кусочек нитки или просто не говоря ни слова во время шитья. Корни этого обычая очень древние. Считалось, что молчание – непременное условие многих магических обрядов, и тот, кто заговорит в это время, разрушит чары и навлечет беду. А вот поверье, которое дожило до наших дней: свою работу не стоит класть на кровать, где спишь, иначе она превратится в «долгострой».
Оберег для будущей мамы
Особые правила существовали для беременных. Дело в том, что беременная женщина с традиционной точки зрения максимально уязвима, в любой культуре для нее существовал целый ряд табу и запретов, призванных защитить ее от злых сил.
Беременным запрещали наматывать нитки, переступать через ткацкую основу, а также вязать узлы, поэтому многие и в наше время задаются вопросом: как быть во время беременности любительницам
вязания? Дать совет трудно, но объяснить корни приметы можно. Дело в том, что магическое действие основано на сходстве предметов и явлений. Например, купая ребенка, до сих пор кое-кто приговаривает: «С гуся вода, с ребеночка худоба, хвороба». Уподобив одну вещь другой, можно добиться нужного результата. Однако бывает, что такое уподобление может навлечь и беду. Считается, что если женщина будет вязать много узлов, пуповина, как нитки в ее руках, может обмотаться вокруг шеи нерожденного ребенка.
Однако рукоделие могло и защитить беременную. В некоторых областях России она должна была носить с собой ножницы или иголку (металл был защитником от злых сил), красные шерстяные нитки или красные лоскутки. Определить пол будущего ребенка также помогало рукоделие: если беременная, закончив ткать полотно, сразу выбежит на улицу, то какого пола будет первый встречный, того она и родит.Рукоделие у славян служило мощным оберегом от злых сил. Иголки, нитки, веретена, детали ткацкого станка защищали не только беременных, но и маленьких девочек: предметы клали в колыбельку.
Работа для кикиморы
С той же целью к люльке с младенцем на ночь привешивали веретено, кудель, лучину. Тогда кикимора, которая придет ночью щекотать младенца, вместо этого займется работой. Считалось, что кикиморы, полунощницы, мары и прочие мелкие демонические существа тоже прядут, как и всякие женщины, однако делают это в неурочное время, то есть ночью. А человек не должен делать того, что делает нечистая сила, чтобы его «не приняли за своего». Рассказывали былички о том, как к женщине, прявшей ночью, пришла «лесная старуха» и села прясть вместе с ней. Рукоделие могло защитить не только одного человека, но и целую деревню. Для защиты от мора, засухи, войны, наводнения нередко ткали «обетные», «обыденные» полотна или шили рубахи. Обычно этим занимались «чистые» женщины, уже не имевшие дела с мужчинами: старухи, вдовы, реже девушки. Особенно сильными считались защитные свойства такого полотна, если в тканье принимали участие женщины-близнецы. Вот они как раз работали ночью, ведь полотно должно было стать особым, иметь магические свойства. До положенного срока женщины должны были спрясть нитки, соткать полотно, причем оно должно было быть как можно длиннее. Нередко такие работы должны были проводить в полном молчании. Полотно или вешали в церкви, или обходили с ним деревню, как бы огораживая ее от бед. Шитье встречается также в заговорах и заклинаниях, особенно против ран и кровотечения. Например, в таких: «Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле стоит свят окиян-камень, на святом окиян-камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щипь (боль) унимает и кровь заговаривает у раба Божия, чтоб не было ни щипоты, ни ломоты, не опухоли, тем моим добрым словам ключ и замок отныне и вовеку».
Отродяся я по пятницам не пряла
Прядение, ткачество и шитье были окружены не только приметами, но и всевозможными запретами. Самый основной, пожалуй, касался того, что нельзя работать в праздники и по пятницам, потому что этот день был особенный. Согласно старинным поверьям, это был день Богини-матери. Она известна под многими именами: у язычников – Мокошь, Мара, Морена, затем, с приходом христианства, их заменили христианские святые, в основном – святая Параскева (в народе – Параскева Пятница). Именно ее стали, наравне с Девой Марией, считать покровительницей женщин, детей и всяких женских дел. В ее день заниматься рукоделием строго запрещалось. Считалось, что она может и покарать ослушницу: скрючить пальцы пряхе, поразить временной слепотой, не помочь при родах и даже превратить в лягушку! В некоторых областях верили, что когда кто-то прядет, ткет или шьет в пятницу, на теле святой появляются ранки от иголок и веретен. Она может подбросить веретено в окошко накануне пятницы, и если женщина выбросит его обратно, она заслужит милость Парасекевы Пятницы.
Большая часть этих поверий давно отошла в прошлое, но и сейчас даже самым заядлым «атеисткам» порой становится неуютно, когда им нужно пришить что-то на себе или на близком человеке, и невольно в голове вертится мысль: «А что там по этому поводу говорила бабушка»?
Защита крестиком
До сих пор в некоторых деревнях можно увидеть зеркала, украшенные развешанными по периметру рушниками с вышитыми красно-черными узорами. Эта особенность дизайна легко объясняется: зеркала наши предки считали мистическими предметами и на всякий случай опасались, а вышивка несла функцию оберега и защищала дом от нечистой силы. Традиционно вышивкой украшали и одежду, ведь она должна была не только согревать тело, но и охранять душу, удерживать ее в телесной оболочке. Поэтому самые густые узоры на платьях и рубахах располагали вокруг воротника, на рукавах у запястий и вдоль подола – в местах, где одежда открывала тело. Специалисты по истории вышивки считают, что крестик в древности символизировал человека, стоящего с широко расставленными ногами и поднятыми вверх руками. Каждый крестик наши прабабушки вышивали отдельно, а способ вышивания стежков сначала в одну сторону, а потом в противоположную пришел к нам из Европы. Соответственно, ряд вышитых крестиков означал целое поколение. Если узор начинают вышивать с центра композиции, разворачивая его против часовой стрелки, то создается некая открытая система – она означает развитие. То же самое происходит, если рисунок вышивается снизу вверх, то есть он как бы «растет». И наоборот, когда рисунок вышивается сверху вниз или от края в центр, то система закрыта, защищена от внешнего влияния.
Считалось, что оберег приобретает защитные свойства, как только сделан последний стежок – при условии, что вышивка заканчивается в том же самом месте, откуда начиналась. Но даже если все приметы соблюдены, защита не подействует, если вышивальщик готовит его для себя самого или по чьей-то настоятельной просьбе. Настоящий оберег получается, только если его сделали по доброй воле и от чистого сердца. Особенно сильными свойствами наделялись вещи, сделанные для кровных родственников, – правда, вышивка, созданная любящей супругой, тоже наверняка будет иметь большую силу. Главное, во время изготовления оберега все время думать о человеке, для которого вы его делаете, представлять его, чувствовать его энергетику и потребности. В соответствии с нуждами человека, которого вы хотите защитить, выбираются узоры и цвет ниток. Так, защита в любви – это красно-оранжевые узоры с круговыми и крестовидными орнаментами. Защита маленького ребенка – красные или черные нитки, уместны будут силуэты коня или петуха; для школьника подойдет сине-фиолетовая гамма (будет оберегать от умственного переутомления). Успешному ведению дел будет способствовать голубая или золотисто-зеленая вышивка. Для мужского оберега использовали синий или зеленый цвета – от гибели в результате стихийного бедствия или от ран. Женщинам часто изготавливали красно-черные обереги: цвет матери-земли должен был способствовать деторождению, уберегать от бесплодия.
Что касается самого рисунка, то, как правило, выбирали символические фигуры животных и птиц, а также геометрические фигуры. Скажем, дерево – символ взаимосвязи всего в мире; цветок – красота и непорочность; звезда – разум; круг – знак женского начала; квадрат – знак земледельцев; спираль – мудрость; волнистая линия – вода, начало жизни; треугольник – символ человека. Комбинация может быть произвольной, главное, чтобы автор оберега вложил в него свою энергию, настроение и положительный заряд. Тогда эта вещь действительно будет обладать
Рукодельные обереги
У самых разных народов вышивка — не только возможность украсить одежду или дом. Мастерицы со всего мира, в юртах, вигвамах, деревянных избах и соломенных хижинах, прилежно наносили на ткань стежок за стежком, пришивали бусину за бусиной, чтобы защитить себя и близких людей от коварства злых сил, принести им здоровье и удачу. Об обычаях некоторых народов мира, связанных с рукоделием, рассказывает филолог, историк искусства Ольга Деопик
Одежда и вообще все то, что надевал человек, было его «защитой», и поэтому в орнаменты вплетали благопожелательные символы. Особенно крепкой «броней» считался пояс — поэтому выйти «распоясанным» у многих народов считалось не только позорным, но и небезопасным.
По поверьям народов Севера, человек, благодаря узорам на костюме, становился не только неуязвимым для злых духов — он представлял собой картину мироздания! Точно так же, как мир делился на три части — верхний мир (мир небожителей), средний (людей) и подземный, так же делился на три части и сам человек. Голова и грудь относились в верхнему миру, их часто украшали розетки из бисера и меха — символы Солнца. Средний мир — плечи, руки и пояс, а также рукавицы, там часто могли быть изображены фигурки людей и животных, а также образы, связанные с мужским и женским началом. Низ (обувь) украшали мотивом «мирового древа», которое прорастает через все три яруса Вселенной, соединяя их. Особое внимание при вышивке уделяли подолу, вороту, рукавам и швам одежды. Считалось, что через эти места может проникнуть не только морозный воздух, но и злые силы, а священный орнамент преградит им путь!
Традиционные вышивки марийцев оберегали не только все «входы», куда могли проникнуть духи, но и отдельные части тела человека. Причем для женщин и для мужчин эти функции выполняли разные узоры. У женщин особая вышивка защищала груди, то есть способность выкормить сильное потомство. Это были две орнаментальные розетки по обе стороны груди. Такие вышивки носили только те женщины, что по возрасту уже могли вынашивать потомство и кормить грудью, так что вышивка обозначала еще и социальный статус. А на подоле мужской рубахи спереди располагалась вышивка, охраняющая низ живота владельца и его способность к продолжению рода. На плечах выполняли узоры, оберегающие плечи, физическую силу, а спину защищала вышивка, которая так и называлась «сторож спины» — она располагалась между лопаток.
Среднеазиатские вышитые покрывала-сузани готовили к свадьбе, работала над ними вся большая семья, могли пригласить помогать и соседок. Узоры-обереги создавали специальные женщины-рисовальщицы. Их ремесло переходило из поколения в поколение, и считалось, что если династия прервется, духи предков-рисовальщиц никогда не обретут покой. Вышивки-сузани поражают не только своими большими размерами. Интересно в них также и то, что их не вытаскивали по праздникам, а активно использовали — на вышитых простынях спали и т.д. Считалось, что так волшебные узоры вышивок лучше защитят молодую семью. Если приглядеться к цветочным гирляндам сузани, то на них можно разглядеть стилизованные предметы, которые отпугивали злых духов — например, самый обычный кухонный нож, рога барана, стручок перца или изображение человеческой ладони.
Китайские мастерицы, расцвечивая шелк сотнями оттенков, не забывали и о том, чтобы вышивки приносили удачу, здоровье и долголетие. Одним из таких символов была… летучая мышь. В Европе это вполне симпатичное животное незаслуженно считают пособницей злых сил, но в Китае ее название — «фу» созвучно со словом «счастье». В большом почете у китайцев вышитые пионы. Крупные, роскошные соцветья символизируют славу, почет и высокое положение. А нежные цветы яблони должны были сделать женщину изящной и красивой. Одежду, подушки и занавеси украшали стилизованные иероглифы, которые означали счастье и долголетие, охраняли от бед. Кроме того, вышивки на роскошных одеждах чиновников в Китае играли роль современных… погон! Увидев на чьем-то халате журавля, феникса или единорога-цилиня, человек сразу понимал, с чиновником какого ранга имеет дело!
А вот у индейцев Северной Америки такого рода «погоны» носил не только воин, но и его жена. Число вышитых полос на ее кожаных штанах могло обозначать количество врагов, убитых ее благоверным. Индейские вы- шивки – это царство бисера, игл дикобраза и разноцветной кожи. Орнаменты не только
охраняли своего владельца, они и рассказывали о нем — их можно было читать, как книгу. Скажем, стилизованные подковы обозначали, сколько раз воин успешно добывал лошадей в походе. Четыре вышитых пера на мокасинах — что воин совершил четыре подвига, важных в жизни каждого мужчины (отобрать лук у врага в бою, быть во главе успешного набега и т.д.). Особым образом вышитый пояс мог служить объявлением войны, пояс с другим узором — просьбой о мире.
Источник: по материалам рунета
Автор: Ольга Деопик