Есть еще порох...
Ровшан Сананоглу - музыканту О разовом и постоянном отрицании. Не кажется ли Вам, что постоянное отрицание приводит в конце концов к хаосу? Хаосу, в котором трудно что-либо идентифицировать и тем более оценивать? И в этом бессистемном хаосе окажутся вне игры в первую очередь те, кто хочет через Искусство постичь себя. Лишённые точек опоры, они окажутся вне игры - в игре останутся лишь те, кто играет в отрицание. Что же касается Кейджа, то его 4,55 (в десятичных единицах измерения) для меня являются своего рода программным манифестом, возвещающим о конце музыки. С другой стороны, это произведение можно рассматривать как заявление человека, которому больше нечего сказать - и которого современники не поняли и приняли игру за чистую монету.
Ровшан Сананоглу - музыканту (продолжение) Возвращаясь к джазу. Как известно, джаз появился в Новом Орлеане и вначале был музыкой, исполнявшейся в портовых борделях. Так что ситуация в данном случае ещё хуже, чем Вы её описываете - всё-таки люмпен-пролетариат с точки зрения Маркса-Энгельса-Ленина в той или иной степени должен быть орудием перемен (именно орудием, а не генератором). А проститутки могут быть только лишь средством для сброса накопленной за тот или иной период времени спермы.Что же до Гольдштейна и его слов - то давайте не забывать, что он жил в тот период, когда порой человека заставляли говорить то, что было выгодно власть предержащим. Со Штокхаузеном спорить не хочу - напомню только, что именно он является автором концерта для струнного (или скрипичного - не помню точно) квартета и 4-х геликоптеров. И что же такого потустороннего в том шуме, который извергают вертолёты?Кстати, если копнуть поглубже, не кажется ли Вам, что мы увидим не только "принципиальную и непримиримую разницу между ритуальной духовной музыкой и джазом", но и не менее принципиальную и непримиримую разницу между ритуальной духовной музыкой и (следуя Вашей терминологии) т.н. чистой музыкой?
Ровшан Сананоглу - музыканту (окончание) Об американизме и анти-американизме. Замечу, что СПИД берёт своё начало в Африке - а не в США. Обо всём самом отвратительном в культуре - более отвратительного явления, чем индийские фильмы, я не знаю. Что же до фашизма - то на сегодняшний день мне самым страшным являением представляются российские скинхеды, нежели неолиберальные фашисты из США, проголосовавшие за Обаму. О фьючерсных деньгах - таковых нет и быть не может. Есть фьючерсные торги, на которых участники биржи заключают сделки с оплатой через несколько месяцев. С оплатой реальными деньгами. Но вот с виртуальной экономикой я столкнулся впервые. Что это за зверь и как он нас кушает?
Ровшан Сананоглу Конечно же, начало предыдущего сообщения дОлжно читать как "О про-американизме и анти-американизме". На автомате написал совершенно невразумительную фразу.
музыкант - Ровшану Сананоглу Уважаемый Ровшан, с Вашего позволения начну с конца Вашего сообщения. 1. Фьючерсные деньги и виртуальная экономика. Вы совершенно правы – "фьючерсные деньги”, с точки зрения экономической науки, определение некорректное: фьючерсы и деньги – не одно и то же. Но даже в среде профессиональных экономистов это определение имеет хождение в качестве сленга: "фьючерсные деньги” - это просто обещание заплатить завтра, не более того. Виртуальная экономика реальна в той же мере, в какой реальной является виртуальная реальность (простите за абракадабру). Позвольте привести слова культового философа Жана Бодрияра: "Движущей силой экономики стали … распад структуры стоимости, дестабилизация рынка и реальной экономики, триумф экономики, освободившейся от идеологий,
музыкант - Ровшану Сананоглу (продолжение) от общественных наук, от истории, триумф экономики, освобожденной от экономических законов и предоставленной чистой спекуляции, виртуальной экономики, свободной от экономики реальной (конечно же, не в реальном, а в виртуальном смысле, но ведьсегодня правит бал не реальность, а виртуальность)
музыкант - Ровшану Сананоглу (продолжение) это - триумф вирусной экономики, сходной с другими вирусными процессами.Экономика становится ареной современной жизни именно в качествеарены спецэффектов, непредсказуемых результатов иррациональнойигры.” 2. Неолиберальной фашизм. Данная дефиниция в актуальной политологии используется при определении политико-стратегической линии США
Ровшан Сананоглу - музыканту Если я не ошибаюсь, каждый товар стоит столько, сколько за него готов платить потребитель - так что о распаде структуры стоимости говорить не приходится. Что же касается дестабилизации рынков - то она наступает при попытках вести игру по социалистическим правилам (пусть даже частично). В этом случае гос-во обременяет бюджет непосильными социальными расходами, в результате которых реальная экономика отодвигается в сторону и начинаются игры по правилам не экономическим, а идеологическим. И что бы не утверждал ФИЛОСОФ Жан Бодрияр, экономика не может существовать вне экономических законов - просто порой их не могут грамотно использовать. Даже коммунисты утверждали, что социальный строй является всего лишь надстройкой над экономическим базисом - разве что создать этот самый базис так и не смогли.Что же касается неолиберального фашизма... знаете, сам термин оригинален - это попытка совместить несовмещаемое... интересно, кто это догадался поставить знак тождества между либерализмом и фашизмом?
музыкант - Ровшану Сананоглу Ровшан я очень извеняюсь, но этот сайт глючит отменно. Дело в том, что я отреагировал на ваши прежние комменты и хотел бы, чтобы мои ответы всё же отобразились.Продолжение прерванного коммента... 2. Неолиберальной фашизм. Данная дефиниция в актуальной политологии используется при определении политико-стратегической линии США
музыкант - Ровшану Сананоглу (продолжение) Пункт второй, видимо, модератор не пропускает. Ну, да ладно, пойдём дальше.3. Индийские фильмы. Обращаю Ваше внимание: Болливуд – родина "осуществления” индийских снов – есть порождение Голливуда, а не наоборот. 4. СПИД. Всё верно, вирус этого монстра зародился в Африке, но вот пошёл он триумфальным шагом по всей планете именно из Америки, благословившей сей вирус на чудовищную экспансию. Просто я забыл сделать оговорку, прошу прощения.5. Ритуальная и "чистая” (авангардная) музыка. Разница между ними есть, но не принципиальная, а лишь формальная. Безусловно, авангардная музыка выстраивается на совершенно иной звукошумовой основе, нежели ритуальная. Но этот факт не должен нас смущать, так как концептуально она стремится постичь тот же самый "мистицизм звука” что и ритуальная. Ведь неспроста же большинство авангардистов в своих поисках обратились к ритуально-сакральной музыкальной культуре Востока и Африки. 6. О Штокхаузене и Гольдштейне, думаю, полемизировать нет смысла – это как раз к теме "личных предпочтений, симпатий и антипатий”. Единственное, что замечу: в искренности Гольдштейна у меня нет причин сомневаться.7. Насчёт background`а джаза: без комментариев.
музыкант - Ровшану Сананоглу (продолжение) 8. Кейдж и его тишина. Ой, не думаю, что такому человеку как Кейдж не было что сказать. Просто, очень часто молчание и тишина бывают красноречивее слов и звуков, особенно в нашу болтливую и шумливую эпоху. А его "4,55” действительно является манифестом, но возвещает он не о конце музыки, а о конце некоего этапа (цикла, периода, эона, отрезка…) в истории музыкального творчества. Или же речь могла идти о том, что бывшее доселе (традиционное) понимание музыки потеряло актуальность. И вообще, я думаю, вы со мной согласитесь, что, говоря о каком бы-то ни было конце (истории, света, человечества и т. д), мы имеем виду именно исчерпанность ресурсов и закрытие текущего цикла, за которым – новое начало, новый цикл, только и всего. Кстати, из этой же оперы "Чёрный квадрат” Малевича. Что это? Конец живописи? Да, но только старой, традиционной, устаревшей для новой эпохи. И, одновременно, это "икона” нового искусства, что и подтвердилось впоследствии…
музыкант - Ровшану Сананоглу (окончание) 9. И, наконец, о разовом и постоянном отрицании. Ровшан, браво – Вы блестяще предугадали мою недосказанную или недовысказанную мысль о том, что пафос постоянного отрицания связан напрямую с тематикой "Хаоса – Порядка”. И, в принципе, Ваш пассаж вполне корректен и приемлем для меня, с той оговоркой, что я, может быть, смещу акценты и Хаос восприму не как отрицательную, а как положительную величину. Действительно, сверхсмысл постоянного отрицания заключается в том, чтобы постоянно "разрушать” Порядок, не давать очередной потенциальной форме "оформиться” в качестве таковой. Вандализм? Варварство? Анархизм? С точки зрения классического разума (разум эпохи Просвещения, картезианство), да. Но мы то с Вами и со всеми остальными нашими современниками давно уже – аж с появления теории относительности и даже раньше – живём в гибких условиях нестабильности и неопределённости пригожинского космоса и нечеткой логики нашего гениального соотечественника Лютви-заде. И в этом смысле (в контексте синергетики Ильи Пригожина и не только) ХАОС – это порождающая сила, основа мировой жизни, образ космического первоединства, универсальный принцип бесконечного и беспредельного становления, Бодрствование, горная река, одним словом. И наоборот ПОРЯДОК – это законсервированная форма, стагнация, Сон, болото, другим словом. То есть, как видите, в этом смысле Хаос уподобляется китайскому Дао и является безусловным Благом. А музыкант, работающий в этом "хаотическом” режиме всегда открыт новому, инновационному, свежему, так как ХАОС (согласно современной физике) есть ничто иное, как СВЕРХПОРЯДОК, содержащий в себе ещё неизведанные и не раскрытые доселе (абсолютные) смыслы. Конечно для слабого музыканта работа в таком режиме – кошмар и тихий ужас. Слабак не выдержит энергетики сверхсмыслов. Для сильного же сие "минное поле” – раздолье и благодать.
Ровшан Сананоглу - музыканту О неолиберальном фашизме - я уже заметил, что это нечто очень своеобычное. В любом случае это выглядит как попытка впихнуть невпихиваемое...Что касается Болливуда - Голливуд его не порождал. Это всего лишь кинофабрика, по своим мощностям сравнимая с Голливудом. По мощностям - но не более того. О СПИДе. Не думаю, что если бы его не открыли в Штатах, то он не распространился бы по миру. Но в любом случае предложу несколько альтернатив для обсуждения: гонконгский грипп, птичий грипп, геморогенная лихорадка и сибирская язва.Стремление постичь мистицизм звука в авангардной музыке на иной звукошумовой основе, нежели ритуальная... также предложу иной вариант: целевое воздействие звука и ритма на подкорку с целью вызвать транс/медитацию и прочие аналогичные состояния.По поводу Кейджа - я, естественно, согласен, что ему было что сказать (так же, как и Малевичу). Но попытка доказать самому обычному человеку, что это - музыка, неизбежно потерпит крах. Для начала было бы неплохо попытаться ответить ОБЫЧНОМУ человеку на его вопрос: почему именно 4 минуты 33 секунды? Почему не пять минут или целую дюжину? И с какой стати обычный человек (хомо обывателис) должен знать тонкости развития музыкального или изобразительного искусства для того, чтобы адекватно воспринимать всё это? Ответ "искусство ради искусства" не принимается - так как в этом случае все эти манифесты так и должны были оставаться в замкнутом узкопрофессиональном пространстве.
музыкант - Ровшану Сананоглу (окончание) То, что хаос порой положителен - согласен. Что касается теории относительности - то она является всего лишь (и не более того) уточнением классической механики Ньютона на случай больших скоростей. То, что жизнь произошла из хаоса первородного бульона - тоже согласен. Но в любом случае в дело вмешиваются теория вероятностей, матстатистика и прочие естественнонаучные дисциплины. О теории нечётких множеств - что-то уж слишком медленно она пробивает себе путь. Что же касается самого Заде - то я не использовал бы расхожий штамп о том, что он является нашим соотечественником - в крайнем случае можно использовать термин "этнический азербайджанец". Что же до СВЕРХПОРЯДКА, сверхсмысла и слабака, который не может всего этого выдержать... не кажется ли Вам, что отсюда рукой подать до теории сверхчеловека? И ещё о хаосе в музыке. В условиях отсутствия каких-либо идейных структур очень легко придти от додекафонии к какофонии. И тогда уж Кейджевские несколько минут на самом деле станут манифестом конца музыки ВООБЩЕ.
Ровшан Сананоглу Всё в этом мире - от лени. Вот и у меня в предыдущем посте произошло то же самое: поленился написать "Ровшан Сананоглу - музыканту", сделал копипейст - и всё получилось с точностью до наоборот. Так сказать, отрицание отрицания )))
музыкант - Ровшану Сананоглу (это я скопировал с вашего поста. Всё та же лень!) Насчёт второго пункта попробую ещё раз выложить – авось получится. 2. Неолиберальной фашизм. Данная дефиниция в актуальной политологии используется при определении политико-стратегической линии США
музыкант Ни фига не получилось и на этот раз (после США там идут ещё несколько предложений о связи понятий "неолиберализм" и "фашизм"). Ну, просто обхохочешься... Неужели у нас такая цензура?!
музыкант - Ровшану Сананоглу Если резюмировать то, что я собирался сказать по неолиберальному фашизму, то получится следующее. "Фашизм" в этом контексте берётся не в историческом значении, а как методология, или, скажем, компедиум прикладных политтехнологических "фишек". Скажем так: Новый Мировой Неолиберальный Порядок насаждается по всему миру далеко не либеральными средствами. Более откровенно и резко говорить не решаюсь, а то и этот пост забанят...
музыкант - Ровшану Сананоглу (продолжение) Не будь Голливуда, вряд ли бы состоялся Болливуд – дурной пример заразителен. Дело ведь не в прямом происхождении, а в идейном, опосредственном влиянии. Относительно Кейджа и восприятия непонятной музыки. Ровшан, Вы затронули очень интересную тему: насколько адекватно обычный человек воспринимает новое произведение искусства (не только в музыке, разумеется). Дело в том, что эксперименты Кейджа и близких ему музыкантов это только эксперименты и поиски. Рано или поздно и они дойдут до сознания масс. Вспомните, на каких принципах зиждется и как работает массовая культура (доступная и понятная всем "хомо обывателисам”). Так вот массовая культура использует так называемый механизм культурологической апроприации: сначала снимаются сливки с продукции авангардной интеллектуальной культуры, затем на неё чуть-чуть наносится марафет и, готовая, как бы вновь рождённая продукция преподносится ленивым массам, которые проглатывают её с превеликим удовольствием. Но при этом получается потрясающая вещь: первичный продукт авангарда, доселе неудобоваримый и тёмный для большинства трудового населения, после акта собственной апроприации массовой культурой сам постепенно становится доступен широким слоям. То есть меняется как бы его статус. Иначе выражаясь, массовая культура нехотя реабилитирует непонятное авангардное произведение в глазах незадачливой публики (хотя это и из другой оперы, но всё же можно провести параллель с феноменом экранизации классики: очень многие "обыватели” обратились к оригинальным литературным источникам только после просмотра фильмов, экранизирующих эти произведения).
музыкант - Ровшану Сананоглу (окончание) Да и потом, как показывает опыт истории культуры, массовое сознание, рано или поздно догоняет новаторское искусство, в своё время казавшееся недоступным и герметичным. Вспомните историю почти всех направлений в искусстве XX века (кстати, сюда можно отнести и джаз). Все они начинались со скандалов и дикого неприятия, а потом тихо и мирно оседали в сознании обывателей. Поэтому не надо никому ничего доказывать: что является искусством, а что нет. Время всё блестяще расставляет на свои места. А что касается степени воздействия, то уверяю Вас – произведение с мощной энергетикой возымеет действие в любом случае, безотносительно того, понято оно или нет (кстати, чем понято, картезианским разумом?). Приведу один пример. В 70-е годы, в США, на деньги ЦРУ и НАСА был проведён обширный эксперимент по нейропсихологии. Одним из сегментов данного эксперимента явилось демонстрация простой публике нескольких произведений изобразительного искусства, среди которых были ряд работ из классики и… как вы думаете что? Всё тот же "Чёрный квадрат”. Результаты воздействия регистрировались самыми продвинутыми (на то время) приборами. И, что Вы думаете, какое произведение оказало наибольшее воздействие? "Чёрный квадрат”! И это притом, что работа эта никому не понравилась, в том смысле, что никто её не понял, но почти всем она приснилась во сне, что говорит о степени суггестивного воздействия (согласитесь, воздействие на подкорку является самым глубоким воздействием). Что касается Вашего опасения, что в пучине Хаоса можно от додекафонии соскользнуть к какофонии, то уверяю Вас, эти опасения лишены оснований. Вы наверняка знаете о самоорганизации (материи и не только) в синергетике. То есть в природе всё продумано до мельчайших деталей, защитные механизмы бытия не дремлют – срыва НЕ будет.
музыкант - Ровшану Сананоглу (вдогонку) Относительно сверхчеловека. Почему бы и нет, Ровшан. Зачем мы чураемся вполне нормальных выражений, скомпрометированных когда то, да к тому же не нами. Да, и потом, автор теории сверхчеловека, как утверждают некоторые очевидцы, сам был прекрасным музыкантом и близким другом Вагнера.
Источник: alicefoxy.com
Автор: Eddy